DOI: 10.22184/2499-9407.2025.39.2.94.95
Седой Урал кует победу
В годы Великой Отечественной войны в составе многих крупных предприятий имелись художественные отделы, которые должны были методами изобразительного искусства отражать трудовые подвиги тыла. В результате появлялось большое количество картин производственной тематики. В немногих из них удавалось отобразить незыблемые смыслы, образы и символы того сурового времени. Одним из удачных примеров является картина «Седой Урал кует победу». Это картина была создана в 1943 году в Нижнем Тагиле на танковом заводе № 183. Ее автор – художник-самоучка, слесарь Иван Игнатьевич Воскобойников. Поразительно не только то, что такой яркий образ трудового подвига Урала был задуман и исполнен непрофессиональным художником, но и то, что Иван Игнатьевич Воскобойников не был уроженцем Урала – он эвакуировался в Нижний Тагил из Харькова, а родился в г. Суджа Курской губернии. Образ седого старца в обличии кузнеца возник у него из воспоминаний о встрече со старым углежогом. Отметим, что название картине дал легендарный директор танкового завода № 183 Юрий Евгеньевич Максарёв. Свою знаменитую картину И. И. Воскобойников написал на куске фанеры темперными красками. Позже автор создал еще две картины маслом. Одно из авторских полотен хранится в экспозиции музея истории Уралвагонзавода. Символично, что картина находится рядом с еще одним символом победы, а именно с моделью лучшего танка Второй мировой войны – танка Т‑34.
В дальнейшем картину И. И. Воскобойникова стали воспроизводить в различных техниках, изделиях и материалах.
К сожалению, пока этот образ малоизвестен за пределами Нижнего Тагила, хотя в советские времена использовался широко. Панно с этим изображением украшает интерьер Дворца культуры Уралвагонзавода, копии с него тиражировались в печатной продукции, в том числе, конечно, в книгах о Тагиле и об Урале. Его можно было увидеть на календарях, значках и даже на знаменитых тагильских подносах. Делались и статуэтки «Седого Урала» кабинетного формата.
Автор и художник Геннадий Петрович Бабин создал тагильский поднос с изображением рисунка И. И. Воскобойникова.
В 1976 году Г. П. Бабин окончил Уральское училище прикладного искусства. В этом же году начал работать на заводе «Эмальпосуда», а с 1977 года стал художественным руководителем цеха декоративной росписи подносов, преподавателем СГПТУ № 49. В 1980 году Г. П. Бабин основал и возглавил творческую группу. В 1982–1991 годах – заместитель директора по художественной работе завода «Эмальпосуда». Организовал на базе творческой группы школу повышения художественного мастерства. Работы Г. П. Бабина хранятся в коллекции Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
На праздновании очередной годовщины победы в Великой Отечественной войне в Нижнем Тагиле в 1990 году образ «Седой Урал» был представлен в качестве одной из «живых картин» наряду с такими общеизвестными символами Великой Отечественной войны, как статуя советского солдата в Трептов-парке Берлина и монумент «Родина-мать зовет» на Мамаевом кургане в Волгограде.
В Нижнем Тагиле на фасаде дома № 76 по улице Горошникова совсем недавно появился новый стрит-арт. Художник Илья Вьюгов создал граффити-репродукцию картины «Седой Урал кует победу». Произведение И. И. Воскобойникова стало символом трудового Урала и визитной карточкой народного движения за присвоение Нижнему Тагилу статуса «Город трудовой доблести». Это почетное звание Российской Федерации муниципалитет получил 2 июля 2020 года по Указу Президента Российской Федерации В. В. Путина.
С инициативой создания уникального объекта уличного искусства выступила администрация муниципалитета. Автор стрит-арта – тагильчанин Илья Вьюгов принял предложение с энтузиазмом. Выпускник Уральского колледжа прикладного искусства и дизайна занимается граффити уже девять лет. На роспись 15‑метрового полотна на торце здания художнику потребовалось две недели.
Репродукция картины, послужившей символом трудового Урала в годы войны, уже стала одной из достопримечательностей Нижнего Тагила современного. Она хорошо видна со стороны набережной пруда.
Подготовлено C. В. Новиковым по материалам
www.tagil-press.ru, www.dzen.ru/zhostovo.com
и www.ntagil.org.
Фото О. В. Пермяковой
В годы Великой Отечественной войны в составе многих крупных предприятий имелись художественные отделы, которые должны были методами изобразительного искусства отражать трудовые подвиги тыла. В результате появлялось большое количество картин производственной тематики. В немногих из них удавалось отобразить незыблемые смыслы, образы и символы того сурового времени. Одним из удачных примеров является картина «Седой Урал кует победу». Это картина была создана в 1943 году в Нижнем Тагиле на танковом заводе № 183. Ее автор – художник-самоучка, слесарь Иван Игнатьевич Воскобойников. Поразительно не только то, что такой яркий образ трудового подвига Урала был задуман и исполнен непрофессиональным художником, но и то, что Иван Игнатьевич Воскобойников не был уроженцем Урала – он эвакуировался в Нижний Тагил из Харькова, а родился в г. Суджа Курской губернии. Образ седого старца в обличии кузнеца возник у него из воспоминаний о встрече со старым углежогом. Отметим, что название картине дал легендарный директор танкового завода № 183 Юрий Евгеньевич Максарёв. Свою знаменитую картину И. И. Воскобойников написал на куске фанеры темперными красками. Позже автор создал еще две картины маслом. Одно из авторских полотен хранится в экспозиции музея истории Уралвагонзавода. Символично, что картина находится рядом с еще одним символом победы, а именно с моделью лучшего танка Второй мировой войны – танка Т‑34.
В дальнейшем картину И. И. Воскобойникова стали воспроизводить в различных техниках, изделиях и материалах.
К сожалению, пока этот образ малоизвестен за пределами Нижнего Тагила, хотя в советские времена использовался широко. Панно с этим изображением украшает интерьер Дворца культуры Уралвагонзавода, копии с него тиражировались в печатной продукции, в том числе, конечно, в книгах о Тагиле и об Урале. Его можно было увидеть на календарях, значках и даже на знаменитых тагильских подносах. Делались и статуэтки «Седого Урала» кабинетного формата.
Автор и художник Геннадий Петрович Бабин создал тагильский поднос с изображением рисунка И. И. Воскобойникова.
В 1976 году Г. П. Бабин окончил Уральское училище прикладного искусства. В этом же году начал работать на заводе «Эмальпосуда», а с 1977 года стал художественным руководителем цеха декоративной росписи подносов, преподавателем СГПТУ № 49. В 1980 году Г. П. Бабин основал и возглавил творческую группу. В 1982–1991 годах – заместитель директора по художественной работе завода «Эмальпосуда». Организовал на базе творческой группы школу повышения художественного мастерства. Работы Г. П. Бабина хранятся в коллекции Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
На праздновании очередной годовщины победы в Великой Отечественной войне в Нижнем Тагиле в 1990 году образ «Седой Урал» был представлен в качестве одной из «живых картин» наряду с такими общеизвестными символами Великой Отечественной войны, как статуя советского солдата в Трептов-парке Берлина и монумент «Родина-мать зовет» на Мамаевом кургане в Волгограде.
В Нижнем Тагиле на фасаде дома № 76 по улице Горошникова совсем недавно появился новый стрит-арт. Художник Илья Вьюгов создал граффити-репродукцию картины «Седой Урал кует победу». Произведение И. И. Воскобойникова стало символом трудового Урала и визитной карточкой народного движения за присвоение Нижнему Тагилу статуса «Город трудовой доблести». Это почетное звание Российской Федерации муниципалитет получил 2 июля 2020 года по Указу Президента Российской Федерации В. В. Путина.
С инициативой создания уникального объекта уличного искусства выступила администрация муниципалитета. Автор стрит-арта – тагильчанин Илья Вьюгов принял предложение с энтузиазмом. Выпускник Уральского колледжа прикладного искусства и дизайна занимается граффити уже девять лет. На роспись 15‑метрового полотна на торце здания художнику потребовалось две недели.
Репродукция картины, послужившей символом трудового Урала в годы войны, уже стала одной из достопримечательностей Нижнего Тагила современного. Она хорошо видна со стороны набережной пруда.
Подготовлено C. В. Новиковым по материалам
www.tagil-press.ru, www.dzen.ru/zhostovo.com
и www.ntagil.org.
Фото О. В. Пермяковой
Отзывы читателей